Михаил Чулаки.
Человек, колорый не умеет кричать(Записная книжка Сергея Сеньшина). Отрывки.
                                  ***                                               Журнал "Северный Мотив"
 Но ведь я живу на свете. Я! Хочется крикнуть, чтобы весь мир услышал. В чём-то я понимаю Герострата. Нет-нет, я бы ничего не смог поджечь и не хочу, но самое это желание, чтобы все знали обо мне, так понятно. Хорошо талантливому композитору, поэту, а что делать мне? Мне - без особых талантов? Что мне делать, если чувствую в себе целый мир? Как выразить? Как донести? Со стороны посмотреть - обычный человек, непримечательный, и никто не догадается, что какой-то особенный мир носит в себе. Но вокруг такие-же - значит, и в них?! Ну не во всех, многие заняты только внешними, сиюминутными делами - не во всех, но во многих, во многих! Так что же нам делать, бесталанным гениям многочисленным? Вот слово найдено: БЕСТАЛАННЫЙ ГЕНИЙ. Что БЕСТАЛАННЫЙ - понятно, но ГЕНИЙ откуда? Так ведь внутренний мир никто измерять не научился - и термометра нет, и, неизвестно, в каких градусах мерить. И никто не может сказать, у кого острее переживание: у Чайковского,
у меня или у чудака Хейфеца из тридцать второй квартиры...[Сокращено "СМ"]
       Но что мы знаем о душе Чайковского - судим только косвенно: по трио, по Шестой симфонии. Теперь представим: отнялся бы у него мелодический дар или просто оглох бы в детстве, скарлатина бы осложнилась - значит и не было бы Чайковского? Да, для нас бы не было. А для него самого? Душа-то в нём осталась та же - та же, что породила трио и Шестую. Только вся внутри, без выхода во вне. Вот и был бы бесталанный гений. А сколько таких! Сразу просится вопрос, вопрос-возражение: ну и пусть себе живёт, радуется своей полной душе - трагелия-то в чём? А ведь есть трагедия! Трагедия собаки, которая благороднее некоторых людей, но языка не дано - и остаётся существом низшим. Самовыражение, оно как голод и жажда: требует утоления. И коли не утолишь - беда. Вот я и спрашиваю снова, не спрашиваю - вопрошаю: ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ, БЕСТАЛАННЫМ ГЕНИЯМ МНОГОЧИСЛЕННЫМ?!
***
 Главное ПОЧЕМУ, на которое я не могу найти ответа: почему я - это я?! Мысль такая запутанная, что её и выразить-то трудно, скорее чувство, а не мысль, чувство беспокоящее, прямо-таки сводящее с ума. Почему я - это Я?! Когда признавали вечную и бессмертную душу, с этим вопросом было легче: казалось ясным, что Я каждого - явление не случайное, не зависящее от минутных обстоятельств. Но сейчас, когла всё вмещается в несколько десятков лет от рождения до смерти: почему я - это Я?!
       Вот самый простой вопрос: если бы мои родители не встретились, у каждого были бы свои дети - существовал бы я?! Тот я, который сейчас думает, пишет? И если существовал бы, то кто был бы я - сын теперешнего отца или теперешней матери?
        А если бы я родился на год раньше, на год позже? Был бы это я? Чувствовал
бы и думал бы так же? Хочется верить, что я существовал бы и с иной датой рождения, потому что иначе придётся признать, что тот самый я, который, хочешь не хочешь, для меня мерило всех вещей, этот я - просто случайность.
        Мы слишком много значим для самих себя. Это не имеет никакого отношения к
эгоизму, просто у нас нет другого выхода, каждый - центр собственного мира. Но если все миры равноправны и случайны, возникает совсем уж сумасшедший вопрос: почему я в центре мира, обозначаемого как Сергей Сеньшин, а не в центре другого мира, ну пусть в центре мира, обозначаемого как Виктор Китаев? А ведь можно было и в центре женского мира оказаться! Маленькая случайность - и я родился бы женщиной. Я? Вопрос неразрешимый. Наше Я прочнее всего связано с полом. Могу себя представить в любой мужской роли, но женщиной...
       И хватит, а то и правда свихнёшься. Я - это я, и точка!
***
 Ещё одна идея, совсем уж трудновыразимая. Ну, словом, так. Для меня по-настоящему реален только современный мир, сегодняшний день. Есть будущее, о котором можно мечтать по разному, и есть прошлое, которое благодаря истории представляем примерно одинаково, хотя тоже у каждого свои детаои и оттенки.
        Но для прошлых поколений их мир был так же современен и реален, как для
меня нынешний. И так же каждый из предков был в центре своего мира, и так же
каждое Я было результатом стечения многих случайностей. Ну и отсюда прямой
вывод, что я уже много раз существовал раньше. Без всякой мистики, без переселения душ. Личность каждый раз со смертью исчазает, и невозможно вспомнить переживания прошлой жизни. Но в чём сущность существования моего и любого другого - не в деталях биографии, а в самом ощущении жизни, в нахождении в центре своего Я. Главное, просто жить! И тогда я смело смело могу представить всю историю как цепь собственных существований. Я сидел у первых костров, я же строил пирамиды, я же переселялся из Азии в Америку и Полинезию - исчезал и рождался, исчезал и рождался. Я видел всё: Древнюю Индию и Грецию, государство Ашанти и разбойничьи гнёзда викингов, Францию Генриха 4 и Русь Ивана Грозного. Потому что всегдда для тех людей их мир был единственным современным и реальным, а это и есть мой единственный признак: ощущение реальности мира. А значит, так будет продолжаться и впредь. Я увижу будущее - не Сергей Сеньшин, Сеньшин исчезнет и забудется, но родится некто, кто будет жить, кто будет думать о себе: Я - и для того будущего Я оно будет единственным реальным настоящим. Что потеряется, что исчезнет? Имя,
переживания - да чёрт с ними, не такая уж ценность! Будет главное: ощущение жизни и реальности мира.
       Что же предпочтительнее: неопределённо долгое существование моей теперешней личности (если предположить, что я в самом деле могу приказать себе не стареть) или бесконечный ряд исчезающих и рождающихся Я? Тут всё дело в моей личности: стоит ли она того, чтобы её продлевать? Не будем требовать  гениальности, но если бы я был как минимум собой доволен - тогда, конечно, хорошо бы продлить. Но я же не очень собой доволен, и как знать: может быть, впереди более удачные варианты.
Назад в журнал "Северный Мотив".
 
Hosted by uCoz