Аэроплан «Фарман 4». Airplane Farman-4, Сверхлёгкие летательные аппараты
Научно-техническое творчество, спорт

Видеожурнал о современной культуре Санкт-Петербурга "Северный Мотив"   English
Аэроплан Фарман 4
Аэроклуб Арго
Слёт любителей авиации
Карта сайта |Новости |Джаз |Авторская песня |Классика и фольклор |Елагин фестиваль |Спортивная |Учебная |Магазин |Студия документального кино |Второе призвание | Мастера |ВКонтакте

Полёты автора-исполнителя и авиатора Георгия Галли

Подводная лодка Михаила Пучкова

Самодельные субмарины

Музей Академии Гражданской Авиации

Аэроплан Ньюпор-17 (Airplane «Neuport-XVII»). Загрузить большое фото
Аэроплан «Ньюпор-17» (Airplane «Neuport-XVII»)
Илья Гельевич Деев и Николай Иванович Крикунов строят аэроплан «Ньюпор-17» (Airplane «Neuport-XVII»). Подробнее на форуме Ассоциации Экспериментальной Авиации Илья Гельевич Деев и Николай Иванович Крикунов строят аэроплан Ньюпор-17 (Airplane «Neuport-XVII»). Загрузить большое фото
Илья Гельевич Деев и Николай Иванович Крикунов строят аэроплан «Ньюпор-17» (Airplane «Neuport-XVII»)

Об этих и других петербургских авиастроителях - энтузиастах в телепрограмме "Авиаторы"

"Музей пионеров авиации и космонавтики им. А.Ф. Можайского" в Красном Селе, г. Санкт-Петербург

Воздухоплавательный парк - уникальная экспозиция под угрозой!

25 июля 2009 г. исполнилось ровно 100 лет, как в России полетел первый самолет.

Историк и авиастроитель Георгий Галли прямо у себя дома реконструирует самолёты Фарман и Вуазен. Это не модели, а реальные самолёты, - точные копии тех, на которых летали в России в начале 20 века! Друзья, для скорейшего завершения строительства требуются помощники.
Ниже помещён видеосюжет телеканала "100 ТВ" с добавлением более подробного репортажа от редактора видеожурнала "Северный Мотив" о том, как продвигается строительство аэроплана "Фарман 4"

Невский аэроклуб

Клуб любителей летать на планере

Гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России

Школа высшего пилотажа (Санкт-Петербург)

Аэросамара легкие самолеты, гидросамолеты, амфибии

Фестиваль авторкой песни на Вуоксе. Лосево 2007 г.

Ааэроклуб Пятый Океан

Слёт любителей авторской песни в Липово

Клуб Манхэттен
клуб Deep Sound

Новости:

Ссылки на видеофрагменты«Фарман-4» 2012 - первый полёт!

Historical airplane «Farman-4» 2012. Click to enlarge.    Летающая копия аэроплана "Фарман-4"(2) изготовлена группой энтузиастов в Санкт-Петербурге в 2012 г. по заказу и с участием компании "Русские Авиашоу". Это уже второй аэроплан «Фарман-4», построенный группой энтузиастов из Санкт-Петербурга и Москвы под руководством преподавателя Государственного университета гражданской авиации, инженера и историка Георгия Владимировича Галли.
Ильдус Хасанович Кирамов, заслуженный лётчик    Он построен летом 2012 г всего за 2 месяца. В 2013 г. были проведены первые лётные испытания. 25 августа 2013 г. аэроплан оторвался от земли под смелым пилотированием Ильдуса Хасановича Кирамова.
    Первая копия "Фарман-4" (2010), которая строилась около 20 лет, выставлена в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
    Аэроплан был доступен на статической экспозиции Московского авиационно-космического салона МАКС-2013.    Подробнее о 2-ой копии "Фарман-4"(2)

Historical airplane «Farman-4» 2012. Click to enlarge. Ильдус Хасанович Кирамов, заслуженный лётчик Ильдус Хасанович Кирамов, заслуженный лётчик
Historical airplane «Farman-4» 2012. Click to enlarge. Historical airplane «Farman-4» 2012. Click to enlarge. Historical airplane «Farman-4» 2012. Click to enlarge.

Фотографии взяты из видеохроники первого испытательного полёта аэроплана «Фарман-4»(2012):
Аэроплан "Farman-IV" Летающая коллекции Андрея Чижика.

 

Группа энтузиастов построила в Санкт-Петербурге аэроплан "Фарман-4"
- смотрите репортаж телеканала 100-ТВ
«Фарман-4» строим вместе - подробности на форуме АЭА

Ссылки на видеофрагментыФильм-хроника об этапах воссоздания точной копии аэроплана 1910 г. «Фарман-4».

Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличитьИнженер, Ссылки на видеофрагментыисторик и дельтапланерист из Санкт-Петербурга Георгий Галли уже много лет воссоздаёт легендарный исторический аэроплан Анри Фармана. На этой крылатой машине начала 20 века учились летать почти все русские лётчики эпохи зарождения авиации.

Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличитьНа самолете «Фарман-4» совершили свой первый самостоятельный полет практически все знаменитые летчики: Е. В. Руднев, П. Н. Нестеров, Ю. А. Ульянин, Н. Н. Данилевский, Е. Н. Крутень, Н. Д. Костин, Л. В. Зверева и др. По всей России и за границей на нем летал С. И. Уточкин.

К настоящему времени самолёт почти готов. Он уже принимал участие в нескольких выставках и даже "снялся" в художественном фильме. Дело за малым, - подобрать подходящий двигатель и поднять «Фарман-4» в небо.

В настоящее время аэроплан «Фарман-4» находится на выставке в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

«Фарман-4» - это интересное сочетание аэродинамических поверхностей; аэроплан, обладающий устойчивостью с задней центровкой; с профилем крыла, у которого срыв потока происходил сразу по всей поверхности, от этого он не сваливался в штопор, а парашютировал. Гибкий профиль терял подъемную силу при больших нагрузках, что уменьшало перегрузку.

Аэроплан «Фарман-4» являлся прототипом для многих других, например, «Илья Муромец» выполнен по той же конструктивно-силовой, аэродинамической, центровочной схеме. Во многих самолетах использовались элементы конструкции «Ф-4», например, все первые самолеты Сикоркого и даже его вертолеты (стаканчики и стойки).

Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить a
Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить  
Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить Исторический аэроплан «Фарман-4» Георгия Галли. Кликните, чтобы увеличить  

Сборка исторического аэроплана «Фарман-4».

Воссоздатель аэроплана «Фарман-4», инженер, историк и дельтапланерист Георгий Галли. Рядом с Георгием его мама Алла Геннадьевна. Она тоже строит Фарман!

Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить
Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить
Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить Аэроплан «Фарман-4» строим вместе . Кликните, чтобы увеличить

 

Заметки, репортажи авиастроителя, историка, реконструктора исторического самолёта «Фарман-4» Георгия Галли в "живом журнале".
100 лет тому назад - Георгий Галли о событиях, связанных с авиацией той эпохи, на форуме Ассоциации Экспериментальной Авиации
Из наших видеоархивов

ВИА "Северный Мотив"
Выступление в Академии гражданской авиации на праздновании 40-летия выпуска. Июнь 1999 г.

«Фарман-4»(2012)

  Летающая копия аэроплана "Фарман-4" типа Луи Полана - перелет Лондон-Манчестер, Сергея Исаевича Уточкина, 1911 г., Николая Дмитриевича Костина 1911 г. (кроме мотора, колес и обтяжки) изготовлена группой энтузиастов (строителей копии такого же "Фармана" в 2010 г.) в Санкт-Петербурге в 2012 г. по заказу и с участием компании "Русские Авиашоу". До летного состояния подготовлен в 2013 г. этой компанией.
    В 2011 году руководством Музея артиллерии было принято решение временного экспонирования копии аэроплана Фарман-4, построенной группой энтузиастов при участии предприятий Санкт-Петербурга и Музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге.
Аэроплан экспонируется в рамках выставки, устроенной совместно с Музеем гражданской авиации СПб (Объединенным музеем) к 100-летнему юбилею Военного воздушного флота России (12 августа 2012 г.), который будет также отмечаться в 2012 году в Москве.
Компания «Русские Авиашоу» приняла решение заказать постройку второго аэроплана «Фарман-4» и совершить на нем полет в рамках праздника в г. Жуковском. Первый этап проводился под руководством группы исследователей и строителей «Фармана-4» в Петербурге, второй — с участием такой же группы, только аэроплана «Ньюпор-17». Буквально за два (!) месяца был построен второй экземпляр аэроплана «Фарман-4». Для доведения до летного состояния осталось заменить расчалки на проволочные (поставлено только 10 %) с тандерами — это самая дорогая деталь на аэроплане, установить стопоры на хвостовое шасси и втулки на стойках, отрегулировать мотор, и... в Небо!  
Фарман 2012 – точная копия «Фармана-2010» и быстрая его постройка стала возможной блягодаря огромному труду на протяжении многих лет замечательных петербургских историков, и других специалистов из разных городов и стран. В том числе предприятия и организации: Секция истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН с председателем В.В.Лебедевым; А.В.Самохин редактор любительского видеожурнала о современной культуре СПб Северный Мотив», Ю.А.Потапенко, Д.Кузора; В.П.Иванов; журналист М.К.Кротова; ОАО «Техприбор» и директор музея Л.П.Маркова, Завод №30 (Москва) и С.Н.Агапов и А.В.Диндяев; «ГТК Россия» и О.В.Ермоленко, О.В.Кармановский; АО «Климов» и директор музея Л.Б.Янушанец и сотрудник В.И.Порунков; Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов; Российская национальная библиотека; Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; Центральная военно-морская библиотека; авиационный журнал «Крылья» и Г.Уколова и В.Меглинский; ГУАП и В.Г.Федченко, М.Е.Тихомиров; руководитель молодежных клубов В.А.Лиль; строитель копий и реплик Е.А.Мелентьев; историки Ю.М.Лозыченко, В.В.Король, Г.Т.Черненко, Е.М.Гришин; дельтапланеристы А.В.Финкельштейн, В.З.Марказен, А.А.Плетенкин; бельгийский историк Н.Годфурном; харьковские конструкторы Г.Г.Хмыз, А.И.Тюрин; энтузиасты О.В.Пильгун, С.Андерс (Швеция), Н.Н.Белоусова, А.Г.Овсянникова, Л.А.Вишнякова, Л.И. Богуславская, Б.М.Шпиллер, С.Янушевский (Польша), А.Грахольскис (Латвия). Главными помощниками являлись сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета ГА, музея и каф. Авиационной техники и многие, многие другие…

Учитывая значимость работы, невозможно не перечислить строителей и участников проекта «Фарман-2012»: Сергей Николаевич Ковальский, директор ООО «Русские авиашоу», взял на себя большую часть административной работы, заражал всех огромным зарядом энтузиазма и патриотизма; Илья Гельевич Деев, патриарх отечественной сверхлегкой авиации, знаменитый строитель реплик «Ильи Муромца» и «Ньюпора-17», разработал технологию пошива крыла и выбрал полиэстеровую ткань «Odyssey» плотностью 220 г/м2 американской фирмы «Bainbridg» — практически точный аналог оригинальной прорезиненной ткани, выполнил расчет воздушного винта (форма профиля в плане соответствует оригинальному винту от «Фармана-30» завода Мельцера 1918 года, хранящегося в музее нашего вуза), руководил установкой двигателя на аэроплан; Георгий Владимирович Галли — проект планера аэроплана, организация первого этапа постройки аппарата; Николай Иванович Крикунов — изготовление воздушного винта, переднего руля глубины, хвостовой фермы; известный историк авиации Геннадий Федорович Петров — научный консультант, изготовление стоек, нервюр-ребрышек, грузовой рамы; Татьяна Леонидовна Лузан — пошив «паруса» крыла; Сергей Валерьевич Колмкант — изготовление лонжеронов, передних ферм; Владимир Александрович Галли — тавровые и коробчатые нервюры, П-образные подкладки; Михаил Михайлович Игнатьев — организация изготовления ушковых болтов и заделки расчалок под туроны; Анатолий Алексеевич Ключников и сотрудник Станислав Николаевич Шахов (ФГУНПП «Геологоразведка») — склейка ребер для тавровых нервюр; Владимир Степанович Кривицкий — все токарные работы; Владимир Евгеньевич Хохлин — организация окончательной сборки; Алексей Борисович Орешкин — пайка топливного бака; Сергей Евгеньевич Маслов и Сергей Александрович Плисов — изготовление хвостовой коробки; Сергей Николаевич Агапов и Анатолий Валерьевич Диндяев, сотрудники завода № 30 в Москве, — организация выполнения отливок знаменитых алюминиевых фармановских стаканчиков; Андрей Станиславович Чижик — спонсор проекта; Айварс Грахольскис (Рига, Латвия) — изготовление рычага управления подачи топливной смеси; Александр Сергеевич Лебедев, знаменитый строитель мотопланера «Гусь», один из старейших сотрудников АТСК, еще при ОЛАГА, — организовал окончательную сборку и изготовил сложные детали из листовой стали; Дмитрий Сергеевич Шведов, студент БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова — детали шасси; Дмитрий Викторович Рыбалко, студент СПб ГУГА, — общая сборка.
Конечно, для перечисления всех участников проекта не хватит рамок данной статьи, но следует отметить сотрудников и директора нашего музея Н. М. Сафронову, членов секции истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН, а также руководство нашего университета, в том числе Якова Михайловича Далингера и кафедры 24 Александра Сергеевича Глазкова за предоставление помещения для сборки аппарата.

Некоторым участникам проекта приходилось работать с утра до вечера без выходных все два месяца. Но наши усилия были вознаграждены на празднике восторгами благодарных зрителей. Помимо «Фармана-2012» в Москву был доставлен «Ньюпор-17», построенный И. Г. Деевым и Н. И. Крикуновым. Оба аппарата находились и демонстрировались в ангаре F3 на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова.
Вот хроника нашего участия в этом проекте: 6 августа «Фарман» и «Ньюпор» отправились в Москву на грузовых автомобилях, а петербургские участники проекта в составе 7 человек выехали на поезде; Г. В. Галли и Д. С. Шведов 7 августа на автомобиле. Вечером 7 августа аэропланы были выгружены, и на следующий день началась их сборка.
В короткие минуты отдыха мы встречались с Михаилом Александровичем Масловым рядом с построенным новым «Ньюпором-17», стоявшим на открытом воздухе; заходили в ангар № 2 посмотреть на аппараты Майкла Карлсона из Швеции: «Timmelisa» — шведский аэроплан образца 1919 года, похожий на «Сопвич», с мотором «Thulin A» 80 л. с. (шведский вариант мотора «Рон»), триплан «Фоккер-Dr.1» («Рон», 110 л.с.) и «Блерио-XI» с шведской копией французского мотора «Гном Омега» в 50 л.с. Когда мы заходили в ангар, сразу же ощущали запах касторового масла, используемого для ротативных двигателей. Жаль, что на бумаге не передать этот неповторимый аромат 1912 года.
В 17.00 часов 8 августа началась тренировка выступления Карлсона и Андерсена на «Фоккере» и «Тиммелисе». На малой высоте — серия иммельманов, петель, боевых разворотов. Аппараты выходили на критические углы атаки и проходили над летным полем на такой малой скорости, что удивляешься, как они вообще держатся в воздухе. Все это было продемонстрировано зрителям и в летные дни. Особенно впечатлил развернутый ими воздушный бой.
Днем 9-го и всю ночь с 9 на 10 августа продолжалась сборка «Фармана». А собранный накануне «Ньюпор» уже «гордо наблюдал» за дружной компанией фарманостроителей. О трудности задачи при дефиците времени говорит тот факт, что утром 9 августа не была собрана даже коробка крыла, а на утро 10-го собрали уже всё (и шасси, и переднюю и заднюю ферму, хвостовую коробку, передний руль). Грузовую раму с мотором установили рядом с аэропланом. Ее воодрузили на аэроплан только поздним вечером 10-го числа, когда уже закончился первый день праздника.
К сожалению, в этот день наша команда отправилась в пансионат в Малаховке около г. Жуковского, где мы остановились, чтобы отдохнуть после бессонной ночи, и начало мы пропустили. К 16 часам праздник был в полном разгаре... реактивные «миги» и «сухие» вытворяли невероятные пируэты в небе.
11 августа был «Президентский день». Полеты начались после торжественной речи В. В. Путина. В этот день летало всё, что могло летать, и как могло! Первыми чудеса пилотажа продемонстрировали легендарные По-2. Зрители были в состоянии неописуемого восторга! Всё поле до ограждения было заполнено стоявшими и сидевшими людьми: кто в шале, а кто ближе к самолетам, на траве. Все аплодировали и наслаждались искусством современных маэстро и профессоров летного дела.
Воскресенье 12 августа стало основным днем праздника. Одурманивало разнообразие программы, терялось ощущение реальности. Только что был воздушный бой Первой мировой — как в небе уже крутили пилотаж Владимир Барсук на МиГ-3, Владимир Артикульный на ДИТе (спарке И-15) и Олег Федоров на И-15...
В конце дня вместе с руководителем дельтаклуба МАИ Вадимом Анатольевичем Какуриным встретились со знаменитым авиареставратором Олегом Юрьевичем Лейко, который провел нас на закрытую стоянку. Там, прогуливаясь между МиГ-15УТИ, боевыми самолетами Второй мировой войны B-25 Mitchell, F-4U Corsair, Hurricane, Catalina, C-47 Dakota, И-15 (Як-3, -9 и -11 Spitfire, P-51 Mustang и другие аппараты стояли у взлетной полосы) встретились со шведским летчиком и ветераном авиареставрации М. Карлсоном (http://www.aerodrome.se/). В беседе на английском языке выяснили несколько важных фактов о «Фармане-4»: в Дании, в Музее техники в Хельсингере, аэроплан Фармана «Глентен» действительно оригинал.
На следующий день, 13 августа, утром мы отправились домой, в родной
С.-Петербург, с глубоким ощущением радости и гордости участия в таком большом деле.
Интересно, что нас ждет в 2013 угод? Ведь 9 сентября (27 августа по старому) 2013 года исполняется 100 лет первой в мире «мертвой петле» П. Н. Нестерова, получившего «путевку в небо» в нашем городе! Кто продолжит дело наших отцов, если не мы!

«Фарман-2012» также был представлен в Центральном выставочном зале Манеж в рамках выставки «Крылатый век России», проходившей с 14 по 18 ноября 2012 года, и вызвал восторг посетителей. Среди посетителей были историки В. Р. Михеев, М. А. Маслов, Д. А. Соболев, М. А. Хайрулин и др., семья Панкратьвых, Е. Куликовская, С. Д. Афанасьев, потомок С. А. Ульянина. Выставка проводилась в честь столетия II Международной воздухоплавательной выставки, открывшейся 25 марта 1912 года (по старому стилю).
Особо отметил работу Герой России П. С. Дейнекин.

Г. В. Галли, участник реконструкции аэропланов
«Фарман-2010» и «Фарман-2012».

Объединенный музей Академии ГА

 

Рисунок приведен из журанала Моделист-конструктор – 1984. - № 11.

Слёт любителей авиации и сверхлёгкие летательные аппараты

Фотографии и видеофрагменты СЛА 2007. Владимирская область, Кольчугино, 27 мая 2007 года.

    

Карта сайта |Новости |Джаз |Авторская песня |Классика и фольклор |Клуб "Северный Шансон" |Ресторанная эстрада |Елагин фестиваль |Спортивная |Учебная |Магазин |Студия документального кино |Второе призвание | Мастера |ВКонтакте

Друзья! Видеожурнал о современной культуре Санкт-Петербурга «Северный Мотив» задуман мной более 15 лет назад как независимое издание для пропагандирования культурных ценностей, духовного развития и здорового образа жизни.


Алексей Самохин, редактор

Copyright © 1998 - 2013, разработка и поддержка сайта   Алексей Самохин