Видеожурнал о современной культуре Санкт-Петербурга "Северный
Мотив"
|
|
|Карта сайта |Новости |Джаз Питера |Авторская песня |Классика и фольклор |фонотека великих |Клуб "Северный Шансон" |Арт салон "Три Анатолия" |Ресторанная эстрада |Магазин |Минусовки для пения |Артистам и работодателям |Благотворительность |Гостевая книга |
Видеожурнал о современной
культуре Санкт-Петербурга
|
Клуб русского фольклорного
джаза "Северный Шансон"
|
Northern Motive |
Читайте также: Второе призвание Семёна Катаева Михаил Иноземцев о встречах со Станиславом Еруслановым
1. Голос. Итак, ты решил запеть или, что ещё хуже, уже запел. И запел шикарно - то есть так, что соседи вдруг перестали стучать молотком по батарее, а друг в караоке-баре впервые не заткнул уши. Всё, на этом стоит остановиться! Не вздумай развивать свой голос! Наш народ этого не любит! Любой вокал сильнее среднего раздражает его и создаёт устойчивое впечатление, что на сцене - "засланный казачок", а не пацан из соседнего двора. То есть, вместо того, чтобы пить водку и играть в буру в едином трудовом порыве, он нагло и бесцеремонно протирал штаны в подозрительной консерватории! И как раз в то самое время, когда народ в едином трудовом порыве пил водку и играл в буру! Это недопустимо! Стало быть, Принцип Первый - пение должно быть похоже на скрип рессоры. И лучше – с хрипом, местами переходящим в рычание, ибо чистый голос в шансоне настораживает. 2. Музыкальная грамотность. Не вздумай часто попадать в ноты. Поверь - для настоящего шансонье не существует никаких нот, их придумал некий Чиковский – малоизвестный для тебя, а потому не внушающий доверия композитор. Забудь названия «си бемоль», «синкопа» и тому подобную чушь. Даже если ты их никогда и не слышал – всё равно забудь! Заумно. Наш народ этого не любит. Да и названия эти тебе никогда не пригодятся. Запомни одно слово: «минор» - в твоём случае это синоним понятий «грустный», «лирический», «душевный». Смело жонглируй им в общении с коллегами и на многочисленных интервью! Слова «мажор» в шансоне не существует. «Мажор» - это бездельник, у которого богатые родители. И об этой несправедливости ты ещё споёшь, и не раз! Принцип Второй – не забивай себе голову всякой музыкальной ерундой! 3. Музыкальные инструменты. Ох, не царское это дело. Ну да ладно. Значит, ты уже почти виртуозно играешь на гитаре – то бишь, второй месяц с успехом разучиваешь третий аккорд? Почётно. Но не рискуй - используй гитару только как реквизит. Судорожное подёргивание кистью руки в области струн настраивает зрителя на благостный лад. Причём, твоя гитара вполне может обойтись вообще безо всяких там струн. Но! Она обязательно должна быть блестящей и дорогостоящей! Её цену ты будешь постоянно упоминать в общении с коллегами и на многочисленных интервью. Про другие инструменты вообще забудь, если не хочешь вызвать нездоровый шок у зрителя! На инструментах должны играть эти - как уж их там, а - музыканты. Принцип Третий – используй инструмент только как дорогостоящий реквизит, а на струнах вполне можно сэкономить. Их в зале уже с третьего ряда не видно. 4. Судьба-злодейка. Да-да, не удивляйся – за каждым твоим словом и действием должна маячить непростая судьба. Ты что, не сидел в тюрьме? Вот это плохо. Наш народ этого не любит. Тогда включи телевизор и внимательно просмотри сериалы про братву и ментов. Они почти близнецы-братья и, хотя у них разная униформа, разговаривают они одинаково. Послушай их насыщенную речь и обрати внимание на отдельные яркие словосочетания. Запомни их. Повтори перед зеркалом - с выражением! К твоему новому образу хорошо подходит действующий алкоголизм или наркомания (но только излечённая!). Поверь в себя и в свой новый имидж! Теперь ты живёшь по понятиям, а не под каблуком у жены! Что ж, ты почти готов. На всякий случай стоит запастись справкой о приводе в РОВД. Её ты будешь небрежно демонстрировать в общении с коллегами и на многочисленных интервью. Отсюда Принцип Четвёртый – отныне и навсегда твои взгляды, жесты и выражения должны испускать флюиды надломленной судьбы. Непонятно? Короче, ты теперь – суровый одинокий волк, страдающий от бесконечного ментовского беспредела. 5. Погоняло или псевдоним. Ты хочешь стать сотым Пупкиным или двухсотым Дерибздяйкиным? Зря. Псевдоним – вот, что тебе необходимо. Его берут все, а ты что - особенный, что ли? Ладно, пусть ты особенный – всё равно возьми, не пожалеешь. Только не бери погоняло с ответом на вопрос «какой?». Ну, Лесной там, Шебутной, Блажной… Новое имя в шансоне – Блажной. Ха, удивил… Тут через одного блажные. А ты бери такой, чтобы стегал в ответ на вопрос – «ты ваще кто?» А ты, мол, а вот кто: я - Вася Беспонтовобратковский! И всё понятно! Звучит! Никто не перепутает. И не забудут никогда! Посему Принцип пятый - как топор назовёшь, так он и поплывёт Короче, обзовись по красивому! 6. Мелодия. Ты пишешь сам? Мелодии? Ну, это тебе только кажется. Вспомни того же Чиковского – да, его называли гением, но реноме-то у него было сомнительное! Оно тебе надо? Не нужно ничего сочинять – всё уже сочинено до тебя! Смело пользуйся классикой шансона! Куплеты бери из припевов, а припевы - из куплетов. Знай - у нас в стране все песни или народные, или дворовые. И Автор тот, кто быстрее написал свою фамилию на обложке диска! Не пренебрегай цыганщиной, наш народ это любит! Смело используй разнообразные комбинации из трёх аккордов! И пусть вредные сомнения о том, что в природе их существует больше, чем три, счастливо минуют тебя. Мелодичность – не твоя забота, а этих, как уж их, а – аранжировщиков. Именно они сделают тебе плюсА и минусА. Это такие треки, записанные на маленькие диски в коробочках. Чем они отличаются? Да не суть. Вполне возможно, что минусА тебе и не понадобятся. Обладая плюсАми, ты имеешь все шансы стать звездой гораздо раньше, чем какой-нибудь дурачок из оперного театра. Не стоит он тебя! И уж он-то точно не сможет давать по тридцать концертов в месяц – обязательно надорвёт связки. Связки – это… А, ладно, забудь. 0,75 коньяка для приятного настроения – и вперёд, ещё один удачный концерт безо всякого напряга для голоса! Разевай рот и догоняйся в антракте! Так что Принцип Шестой – насчёт мелодики вообще не замудряйся. Оно тебе не надо. 7. Стихи. Ты их не пишешь? Вот это удивительно! И неэкономно. Запомни, платить хорошим поэтам – это глупость! Пиши сам! Но! Напрочь забудь про стихи! Стихи – это пережиток прошлого. Пушкин и Лермонтов – герои не с нашей улицы! Бальмонт и Мандельштам – это клички пацанов не из нашего района! Теперь ты будешь просто составлять текстА. Да, именно текстА, а не тексты! Не вздумай перепутать! Тут всё элементарно: рифма – это только условность. И чем она страшнее, тем моднее. Рифмуй с плеча, говори со слушателем так, как когда-то говорили с тобой гопники, вытряхивая мелочь из твоих карманов. Ломай падежи и склонения – они придуманы не для тебя! Твой русский не должен быть безупречным, иначе тебя не поймут. Сначала будет получаться примитивно: «слышь – мышь; падло - повидло; зубило – точило; раз – в глаз». Но после успеха первых песен поймёшь – ты поймал удачу за ляжку! Кстати, назрела прекрасная рифма: «машку – за ляжку». Ну, задействовать в текстАх имена женщин - это уже высший пилотаж. Но тебе до него ещё далеко. Поэтому сгущай краски, расширяй диапазон зон и пиши пока только о суровых мужчинах. Лучше, чтобы они находились в непримиримом конфликте между собой. Например: «кент, не бухай – идёт вертухай; плохие менты – в натуре, не кенты; за «колючкой» вышка – а «калаш» подмышкой. Для объёмных образов тебе понадобятся слова с экспрессивно-негативной окраской. Не стесняйся заглядывать в словари блатных выражений и русского мата. Ведь особенно живо (и это проверено временем!) зрительный зал, рыдая от восторга, будет прямо-таки хором угадывать следующие рифмы: «брюки – суки; дубак – мудак». Итак, Принцип Седьмой: «Кенты, живите лет до ста – не в падлу вам писать текстА». 8. Правда. Она не нужна. Главное – песенные страдания и, как награда за них - жалость. Наш народ это любит. Не забывай, где слеза – там касса. Шпарь по Достоевскому: преступление – наказание. Причём, за самое мелкое преступление - самое тяжкое и незаслуженное наказание. Так жальче. И - обещай! Женщинам – безвозмездно отдать за них жизнь и последние сто рублей впридачу. Мужикам – пузырь водки, а после - привезти на хазу с марухами. Смело используй имидж таксиста (дальнобойщика)! Преступникам – обещай безоружных инкассаторов, и не забывай «жевать за понятия»! Милиции – резкое снижение преступности в Занзибаре после выхода твоего диска. И всё это – якобы в перерывах между отсидками на Колыме! И по дороге к церкви! Короче, будь гостеприимным, но не сообщай адрес! Обещай всем, но никому лично! Принцип Восьмой – ври, но так правдиво, чтобы верил сам. Тогда и остальные поверят. 9. Конкретика. Да никакой! Даже не думай об этом! Допустим, если в песне ты пошёл грабить продмаг, то остановись на полпути – мол, а стоит ли? Помучайся. Посомневайся. Расскажи про свои стеснённые обстоятельства. И никакого упоминания самого «продмага»! Мол, просто иду на дело! Нет, дела-то у прокурора, лучше – на «делюгу», так загадочнее. И не с ножом, а с «пером». Если что – да из подушки вытащил! А «волына» – это вообще нерусский музыкальный инструмент, тебе чуждый, как и всякий музыкальный инструмент. Так-то! Да, и никакого торжества преступности! Только винись, лучше до слёз – у куста рябины (калины). И не убирай голову с колен матери (полюбовницы). Завернул в песне поганку, покуражился – стоп, уходи в покаяние! Сразу – про купола! Представь, что будет, если дальнобойщик вспомнит, как подобный тебе кент отобрал у него груз? Или красотка в восьмом ряду опознает в тебе подонка, свистнувшего у неё мобилу? А вон та полная женщина вдруг отождествит тебя с аферистом, впарившим ей средство для похудения, оказавшееся пошлым слабительным? А? Да уж, трудно тебе будет обосновать, что это не ты ограбил квартиру вон той меланхолично спящей в четвёртом ряду семейной пары, преступничек ты наш… Твоя головокружительная карьера будет подорвана, и нечем тебе будет хвалиться в общении с коллегами и на многочисленных интервью! Отсюда следует Принцип Девятый – песня, хоть и должна наполняться какими-то событиями, но при этом просто обязана быть НИ О ЧЁМ! 10. Сцена. Одевайся в чёрное или серое. Если вдруг станут бить, то проще затеряться в толпе – они тоже пришли в одежде таких же расцветок. Спрячь все золотые «болты» и браслеты – тебе незачем вызывать зависть, ибо артист шансона должен быть демократичным. И доступным, по крайней мере, издалека. Наш народ это любит. Впрочем, крест на пузе можешь оставить – некоторые песни без него не имеют широкого резонанса. Стой, как вкопанный, и не вздумай пританцовывать или делать легкомысленные движения! Ты что, попса какая-нибудь вертлявая? Ну, то-то же. И лицо должно быть суровым, а ещё лучше - каменным. Да, и для особой выразительности глаз надень тёмные очки! Надувать щёки и раскидывать пальцы веером – приветствуется. Это - неотъемлемая часть образа! Вцепись в микрофон и не выпускай его из рук. Им всегда можно задумчиво прикрыть рот, если забыл текстА. Принцип десятый – особо-то не понтуйся, веди себя, как большой авторитет. 11. Денежки и самый главный принцип. Да, готовь бабло. Тут ничего не попишешь. Всё платно. Если аранжировщиков и музыкантов не закапывать сразу после записи, то им придётся платить. Но они – святое! В общем, ищи бабло и обрящешь его. Банкиры любят унижающихся артистов, но с деньгами вкладчиков расстаются неохотно. Ведь и сами банкиры, а также их жёны, любовницы и многочисленные внебрачные дети тоже хотят кривляться в телевизоре. К олигархам вообще не пустят. Конечно, по сравнению с их километровой яхтой, тебе на раскрутку нужен лишь один её квадратный сантиметр. Но тебе его не дадут. Что ты можешь сделать для них? Отпеть корпор под плюсА? Между Мадонной и Агилерой? Забудь, они не достойны тебя. Зато есть ещё пацаны в отдельных районах страны. Ты - на их волне, ты ж не Чиковский там какой-то. Они готовы помочь. Риск есть, но, если что, тебя зарежут не больно. Ты не успеешь испугаться. Так, альбом готов? Рекордз-компании тянут к нему руки? Тебе показалось. Свой бесценный альбом можешь сразу нести пиратам – так будет честнее. Не теряй времени даром – он по любому у них и окажется. Блин, да тебя и клип угораздило снять? Героический ты человечище! Но знаешь, даже такой понтовый шансонище, как у тебя, на ТВ почему-то недолюбливают. Но возьмут с удовольствием. Если зашлёшь конверт, нет, даже не конверт, а чемодан. А иначе откуда возьмутся те тридцать концертов в месяц под плюсА? А? Тут Колыма и купола тебе не помогут, ибо если и есть единый бог на Руси, то это Телевизор. Для радио ты – неформат. Вернее, конечно, найдутся радио, которые всё-таки возьмут твои нетленки. Но ставить в эфир их будут раз в году по чайной ложке, да и то глубокой ночью. Того и гляди, не дождёшься – проспишь. Посему или плати, или уж лезь под контракт на сто лет. А там, глядишь, либо ты помрёшь, либо радио накроется. Последнее – предпочтительнее. Да, и пресса на шелест купюр обязательно подскочит. Не удивляйся ничему. Тот самый журналюга, который в позапрошлом номере писал, что ты – быдло и отстой, в сегодняшнем - напечатает о зачатках твоей гениальности. И даже сравнит с Чиковским! Да что там - с Чиковским, с самим Баксовым! Пользуйся плодами славы, дури людей дальше. Скандаль и устраивай мелкие провокации. Получай по лицу. Ещё лучше, если тебя разок ограбят те, о ком ты поёшь. Наш народ это любит. И пресса – тоже. Ну, вот ты напел денег, стал почти звездой и безболезненно втянулся в последний, Одиннадцатый и Самый Главный Принцип – это отсутствие всяких принципов. Я поздравляю тебя! Ты просто был обязан достичь успеха!!! Пойми, что после смерти ты имеешь все шансы стать мегазвездой! Наш народ это любит. А после похорон вся твоя многочисленная родня и даже пара-тройка приятелей, будут бороздить Русь, безутешно оплакивая гения шансона. Бесконечно долго. Причём, под твои плюсА и минусА! И, конечно, далеко не бесплатно. Но ты молодец – не только порадовал нас шедеврами, но и не оставил родню в нищете! …Однако если ты пишешь по-настоящему хорошие песни и умеешь их исполнять, а также владеешь музыкальными инструментами и, ни дай боже, обладаешь тонким слухом и хорошим вкусом, то эти принципы – не для тебя. С такими умениями ты вряд ли прорвёшься на эстраду, дружок. Работай музыкантом в кабаке, а ещё лучше - дворником. Загнись с метлой в руке и с красивой песней на устах. Таинственная трагедия! Наш народ это любит. А шансон забудь, он – не для тебя! Влад Сокол для сайта Алексея Стёпина www.stepinalex.ru |
*** Наша рубрика Второе призвание ****** Семён Катаев о себе ***(Записала Марина Монина ( http://my.mail.ru/mail/marymonn/ ) Марина Монина: Семён, Ваша поэзия поражает многих философской глубиной. А давно ли Вы пишете? Семён Катаев: Писать я начал где-то с 14-ти лет, хотя были проявления поэзии и в раннем детстве. Но тогда я не придавал этому значение. Всегда привлекала сжатость мудрости Омара Хайяма, красота слога А.С.Пушкина и простота С.Есенина. Марина Монина: А Вы помните своё первое, записанное на бумагу стихотворение? Семён Катаев: Да, конечно. С него-то всё и началось. Забыть его нельзя. Это - как первый поцелуй! Сегодня этот стих положен на музыку, которая трогает моего слушателя, это - "Письмо к матери". Марина Монина: Да, я слышала эту песню... Вы правы, песня - душевная и глубоко философская, несмотря на то, что написана Вами в 14 лет. И с тех пор Вы пишете? Семён Катаев: Да. Прослушав это стихотворение, моё окружение было в восторге, что придало мне веры в свои поэтические силы. Дало импульс для моих новых творений. Марина Монина: Вы начали писать стихи. И сразу же перекладывали их на музыку? Семён Катаев: Только под гитару и только для своих друзей. Если, конечно, это можно назвать музыкой... Марина Монина: А друзьям нравились Ваши песни? Семён Катаев: Конечно! Что и подхлёстывало меня к написанию новых песен. Марина Монина: А какая из Ваших песен в те годы больше всего нравилась Вашим друзьям? Семён Катаев: Я не могу сказать, какая точно нравилась. Так как все песни были разносюжетные и своевременные тем и иным событиям. Но! Одна песня шокировала всех. Может быть, не своим содержанием, а тем, как на неё среагировал Владимир Семёнович Высоцкий, когда я ему прочитал своё стихотворение "Телевизор". Марина Монина: Вы встречались с самим Высоцким? Семён Катаев: Да, это было в 1976 году. Он приехал в Ташкент в составе концертной группы, где я с ребятами встретился с ним после концерта. Для нас это было событием - встреча с нашим кумиром! Марина Монина: И что сказал Высоцкий? Семён Катаев: Он внимательно выслушал. Спросил, сам ли я пишу? На что я ответил "да". "Неплохо... совсем неплохо, - сказал Высоцкий. - Будь осторожен. Тебя заметят!" Мы дружески обнялись, и он уехал. Друзья были в восторге, а я - на седьмом небе! С той встречи прошло много лет. Но именно она открыла мне второе дыхание в поэзии, которое сопутствует и по сей день... Марина Монина: Многие поэты жалуются, что у них бывают творческие простои. С Вами такого не случалось? Семён Катаев: Ну, почему же? Творческие простои в записывании своих налетающих мыслей, разумеется, были. Быт берёт своё... Хотя мысленно поэтические строки меня не покидают никогда. Марина Монина: А чем заполнялся Ваш быт? 31 марта 2010 15:59 Семён Катаев: Житейскими проблемами. Побочными увлечениями. Марина Монина: А можно подробнее? Семён Катаев: Подробнее - сама жизнь: семья, работа, подъёмы, падения... Наверное, как у всех. Марина Монина: Так чем Вы занимались помимо занятия поэзией?
Марина Монина: Какая разносторонность! Ортопед и - ювелир... Семён Катаев: Во всём есть своё искусство. Ортопедическая обувь - это непростая обувь. В ней нужно тонко, с ювелирной точностью, создать условия каждому изъяну ступни и подъёма. А изящество ювелирных изделий - это красота, лёгкость поэзии. Я всегда любил делать что-то руками. В юности увлекался резьбой по эбониту, дереву, плексигласу, делая мундштуки, курительные трубки, шкатулки. Мне это всегда нравилось, а потом пригодилось и в ювелирном деле. Марина Монина: А ещё знаменательные встречи были в Вашей жизни? Семён Катаев: Да, были. В 1989 году в Италии мы встретились с Савелием Краморовым и подружились. Это был уникальный человек. Совсем не такой, каким я его знал по фильмам. Он был в жизни серьёзным и набожным человеком. Любил добрые шутки. Жаль, что он так рано ушёл из жизни... Марина Монина: Встреча с такими людьми - это счастье! Семён Катаев: Мне доводилось встречаться и с другими знаменитостями...
Семён Катаев: В Нью-Йорке мне довелось быть на презентации (закрытой вечеринке) открытия модного бутика одежды, где находился, можно сказать, весь Голливуд. А с Полом Маккартни мы оказались за одним столиком. Я сказал Полу, что в России его знают и любят. Пол, услышав это, был приятно удивлён. Так мы проболтали весь вечер. Пол не веселился тогда со всеми - у него был траур по жене Линде. Он был на презентации со своей сестрой. Хотя остальные голливудские звёзды - Мадонна, Ван Дамм, Стивен Сигал и другие - "зажигали" от души.
Марина Монина: Расскажите! Семён Катаев: Это случилось на 60-летие Израиля, где мне посчастливилось встретиться с самим Иосифом Давидовичем Кобзоном. Я как раз на то время закончил съёмки своего клипа на песню "Мы - единый народ", которая заинтересовала Иосифа Давидовича. В Москву Иосиф Давидович улетал с подаренным мною диском... 31 марта 2010 г. 15:58 |
Апрель1994 год. От питерского коллекционера Юрия Латышева, с помощью которого я постоянно пополнял свою фонотеку, узнаю, в наш город приезжает одессит-коллекционер
для обмена и продажи записей-концертов. До этого я знал о Ерусланове только то, что он ставил концерты с Северным, Сорокиным и другими исполнителями.
В 1994 году киоски звукозаписи уже сдавали свои позиции, и люди писали напрямую у коллекционеров, как я.
Ранним апрельским утром звонок в Юрину квартиру (мы ждали приезда Станислава). Входит веселый дяденька в ватнике, в валенках, в ушанке и громким
веселым голосом здоровается с нами. Представились, познакомились и наблюдаем, что же достает из своих огромных сумок Станислав Яковлевич. Достает он провизию
и начинает нас с Юрой угощать, - Вот яблочки одесские, вот украинская колбаска, сало, - угощайтесь ребята. Мы угощаемся, а Станислав достает пачками бобины по
525 метров. Латышев ставит одну за другой на магнитофон, Ерусланов комментирует - кто поет, название концерта, дату записи. Коллекционеры начинают торговаться,
а я вслушиваюсь, кто же там поет.
Так, впервые я услышал Вику Чинскую, Колю Владова, Парфирьева, Козлова. Для нас с Юрой это были, так сказать, новинки, хотя, некоторым записям было
уже по 3- 4 года.
Латышев с Еруслановым сторговался и приобрел несколько десятков катушек. Представил вниманию Станислава мои записи авторские. Студийных концертов
у меня еще не было, только домашние записи в сопровождении маленьких коллективов (в основном, с ансамблем, с которым я работал по свадьбам и ресторанам). Тем
не менее, Станислав обратил на них свое внимание, - очень понравились некоторые песни, особенно "нарежу хлеба, сала". Предложил мне: - Миша приезжай ко мне в
Одессу, запишу тебя качественно на своей студии, в сопровождении профессионального коллектива. Естественно, я согласился, - очень давно мечтал записаться качественно,
да еще с профессионалами, да в Одессе под руководством такого замечательного человека-легенды.
Ерусланов пригласил меня сразу в конце апреля - начале мая 94 года, я же приехал только в начале августа (не отпускал ансамбль, - было много банкетов).
Перед первой поездкой в Одессу я тщательно подготовился. Расписал для музыкантов цифровки, сочинил много новых песен. Одну из новых я посвятил Станиславу Яковлевичу,
этой песней я и открыл свой первый одесский концерт 2 августа 1994 года в сопровождении ансамбля "Ланжерон".
Итак, 2 августа 1994 года я первый раз в своей жизни приехал в Одессу по приглашению С. Я. Ерусланова на запись своих авторских песен. Приехал с
папой, так как после Одессы мы собирались ехать в Херсонскую область, о чем я и упомянул перед песней "нарежу хлеба, сала", на южной Украине у нас много
родственников. У Станислава мы были уже около восьми утра, а в десять должны были прийти музыканты. Я говорю - Стас дай отдохнуть, давай завтра запишемся, а он
мне - Нет, Мишаня, я уже позвал на сегодня ансамбль. Приходят музыканты, довольно взрослые для меня дяди, лет по 30-35 ( мне тогда было всего 21 год ). Познакомились,
они меня про питер спрашивают, про моих коллег музыкантов, что в ресторане со мной работают, я у них про одесский репертуар и заработки. Короче не то чтобы подружились,
но явно симпатичны друг другу стали. Им очень понравилось что я расписал все свои песни на цифровки ( тональность, форма песни, аккорды ) так как жаловались мне
на других исполнителей, приедут и давай им каждую вещь подбирай по полчаса а то и мелодию придумывай. Ребята мне говорили, что многим кому они аккомпанировали,
уделяли по 5-6 часов, а то и дольше, мы же все писали почти в реальном времени практически без дублей, небольшое количество минут уходило только на настройку
аппаратуры инструментов микрофона.
Как же писал Станислав? В его трехкомнатной квартире одна комната была специально выделена для этих мероприятий. По тем временам это была очень и
очень приличная домашняя студия для записи живых концертов. На стеллажах стояло чудовищное количество магнитофонов, катушечных преимущественно и кассетных дек
(частично это можно увидеть на видеозаписях ). Было очень забавно наблюдать, как Станислав ими управлял сразу всеми. Все присутствующие сидели в наушниках, во
время записи переговаривались знаками. Итак запись вступительной песни, Станислав спрашивает меня - Готов? Киваю головой, и Ерусланов начинает очень быстро клацать
по паузам на всех бобинниках и деках, так как в то время он писал сразу несколько оригиналов. Первый раз в жизни я пел в наушниках с хорошим ревером и с такими
классными музыкантами.
ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В ОДЕССУ. =п р о д о л ж е н и е=
Состав ансамбля "Ланжерон" состоял из трех музыкантов. Руководитель коллектива Саша Кац ( Резник ) - клавишное соло, второй клавишник ( к сожалению
не помню имени музыканта ) и гитарист-Олег. В то время для меня такой состав был в диковинку, так как коллектив, с которым я работал по выездным свадьбам и ресторанам
был полностью живым. Здесь же было 2синтезатора и гитара. Второй клавишник держал на своей YAMAHA PSR510 автоаккомпанимент вставляя при этом небольшие фразы и
соло, а так же держал подклад, гитарист Олег держал очень четкий ритм и когда считал нужным или я его просил то играл соло. Олег любил использовать примочку-хорус,
иногда применял и овер-драйв на соло. Сердцем мозгом и душой "Ланжерона " был, конечно, Александр Кац. У Саши был очень дорогой профессиональный на то время
инструмент - KORG M-01. Он заплатил за клавиши 2,5 тыс. долларов. Станислав и сын его Андриан изумлялись такой цене, и я конечно тоже. В моем ансамбле применялись
недорогие клавиши YAMAHA PSS100 а иногда электропиано VERMONA приобретенная нашим органистом Анатолием еще в начале 80х годов ( о своем ансамбле я обязательно
расскажу позже ). Сашин инструмент, конечно, стоил таких денег, тем более, когда на нем работал такой виртуозный музыкант.
Последовательность своих песен я подобрал заранее, цифровки у музыкантов были, поэтому концерт писался очень легко и быстро. Иногда было и
так, я задумывал спеть свою песню в ритме танго или бит, а Кац предлагал, давай Михаил сделаем в другом ритме. Он наигрывал кусочек, я слушал, если устраивало,
соглашался, и делали. Гармонии моих мелодий ребята практически не изменяли, и все звучало примерно, так как я и задумал. По традиции концертов Аркадияя Северного
делали много проигрышей в моих песнях по 3-4. Я просил подпеть кого-нибудь из ребят, но они сослались на то что, мол, не певуны. В конце каждой стороны концерта
"Ланжерон" исполнял один-два инструментальных произведения, в основном на Одесские темы. Этот прием использовался на всех моих четырех концертах записанных c
"Ланжероном", использовался прием и на одесских концертах Шелега Михаила.
После записи моего первого концерта Ерусланов платил музыкантам гонорар, как помню часть в купонах часть в долларах, и говорил - Главное чтоб
не знала моя жена что я вам столько плачу а то каюк. Уже тогда я понял, что Станислав Яковлевич готов отдать последние деньги лишь бы только поставить новый концерт.
Этот замечательный и удивительный ЧЕЛОВЕК жил в буквальном смысле этого слова б л а т н о й п е с н е й. Однажды в Одессе он мне признался - У меня
Миша есть только три любимые вещи в жизни, это - мотоцикл, набить кому-нибудь морду, за дело, конечно, и блатняк.
ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В ОДЕССУ. =п р о д о л ж е н и е= ( 3 )
Являясь фанатом блатной и шуточной песни ( коллекционирую записи с 1985года ) я естественно постоянно расспрашивал Станислава Яковлевича каким исполнителям
он ставил концерты и как это происходило. Исполнителей Станислав помнил всех, а музыкантов аккомпанирующих им естественно подзабыл, так как их было
достаточно много. Я поинтересовался, кого он записал самым первым в сопровождении ансамбля, Станислав сказал, что это был сантехник, с которым его кто-то познакомил.
Фамилию этого исполнителя Ерусланов мне не сказал, сославшись, что забыл ее. Сантехник по рассказу Стаса очень хорошо пел, с душой, играл на аккордеоне. Записал
его в самом начале семидесятых годов ( 70-71 год ) на катушечный магнитофон без всяких микшерских пультов на 2 микрофона ( стерео ). Сантехник играл на аккордеоне
и пел в один микрофон, а на второй ловились барабаны и акустическая гитара. Попросил переписать этот концерт, Станислав сказал, что запись он давным-давно
кому-то продал, и сам много лет ее не слышал.
Так же в самом начале 70х он записывал Алика Беренсона и Алика Фарбера ( Ошмянского ) . У Беренсона было очень много записей, несколько из них Ерусланов
записал лично сам, остальные Алик Беренсон записывал прямо в ресторанах где играл на электрооргане и пел. Мне всегда очень нравился этот прекрасный исполнитель
и как очень душевный и юморной певец, и как отличный музыкант. Практически никто на записях не применял такой интересный состав ансамбля как Беренсон. На всех
записях-концертах были бас гитаристы, Беренсон же сам исполнял партию баса на своем электрооргане и не простенько - квинта, кварта, а своеобразно и очень жанрово.
Был еще один очень интересный певец, у которого так же партию баса исполняли на электрооргане но до сих пор я, к сожалению, не выяснил кто это. У всех моих знакомых
питерских коллекционеров он шел в дописке минут на 20, и никто не в курсе ни о фамилии, ни о концерте.
Прошу извинения господа за отступления, но я всегда интересовался инструментами, музыкантами и гармониями. Записи, исполненные в сопровождении
одной гитары, никогда не коллекционировал, поэтому у Станислава выспрашивал про концерты под оркестр. Я спрашивал у Станислава, каких марок электроорганы применялись
на концертах, не понимая еще по своей зеленой юности, что ему, наверное, все равно было что там звучало в качестве электрооргана "Matador", "Vermona",
"Jonika", или "Weltmaster", Ерусланову важен был результат а мне до сих пор "мелочи".
Много Станислав мне рассказывал про Северного, про Сорокина и Шандрикова. Я думаю, что нет особого смысла приводить здесь эти воспоминания, так как
то, что мне рассказывал Станислав про этих Великих людей, можно прочитать в интернете фактически в той же интерпретации как мне поведал Станислав. Спрашивал я
и про Александра Шеваловского ( мой самый любимый исполнитель после Аркадия Северного ). Станислав мне рассказал что это очень хороший и скромный парень, пел
с ансамблем в нашем Ленинграде в кафе "Тополь" ( про Львов мне ничего Ерусланов не говорил ), абсолютно не имел вредных привычек пить и курить. Приехал Шеваловский
к Станиславу летом 1977года и должен был записывать свой 4й концерт в сопровождении анс, "Черноморская чайка", музыканты были в это время на своих халтурах, и
запись концерта прошла в сопровождении двух акустических гитар. Идентичная ситуация произошла и со мной во время третьей поездки в Одессу. Должен был писаться
под "Ланжерон", а залимонили под две гитары, но электрические, я напишу об этом позже.
Станислав, видя какой я фанат Шеваловского, но, обладая слишком скромной информацией об этом исполнителе решил помочь мне. Дал номер телефона и имя
отчество коллекционера Набоки ( да-да того самого кто ставил все концерты Шеваловского и два Северного в сопровождении анс. "Обертон". Стас сказал, - Может
он еще жив, позвони и Набока все тебе расскажет, как там это делалось. Номер телефона я потерял, что никогда не прощу себе. Когда я попросил Ерусланова еще раз
дать мне координаты Набоки, он мне отказал, сославшись что, мол, сам куда-то профукал. Теперь мне кажется, что Станислав не захотел мне опять давать координаты
Набоки, видя, что я так безответственно мог проворонить столь ценнейшую информацию, но прошлое не вернешь, господа.
Начиная с 1995 года я стал записываться у не менее легендарной личности - Маклакова Сергея Ивановича. Сергей Иванович так же как и Станислав Яковлевич
хорошо знал Набоку и даже намного ближе, но они очень сильно поссорились в конце семидесятых годов и Маклаков с тех пор ничего не знает о Набоке. Единственный
человек, которого я знаю в связи с этой темой - Владимир Каленов. Каленов прекраснейший высокопрофессиональный музыкант, принимал участие на некоторых записях
"обертона" в качестве саксофониста. Мы в приятельских отношениях с Владимиром но вечно заняты, и у него и у меня ресторанная работа почти каждый день, видимся
слишком редко, но все что я узнаю от него про "Обертон", обязательно зафиксирую.
п р о д о л ж е н и е б у д е т.
ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В ОДЕССУ =з а к л ю ч е н и е = ( 4 ).
В итоге первой моей поездки в Одессу, Станислав Яковлевич поставил два моих концерта в сопровождении ансамбля "Ланжерон" каждый по 90 минут звучания.
Первый одесский концерт состоял полностью из моих ранних и совершенно новых песен. Песни были написаны в период 1989-1994г. Большая часть песен записывалась
мною раннее под гитару и в сопровождении коллективов, с которыми я выступал по свадьбам и ресторанам. Лишь благодаря Станиславу Яковлевичу Ерусланову эти песни
пошли на более широкую аудиторию. Первый концерт я назвал "косматый хулиган" ( спустя 6 лет под таким названием был издан мой второй официальный альбом, в сопровождении
анс. "фортуна". У коллекционеров в каталогах мой первый одесский концерт шел под названием "В Питер едет Станислав". Мне было очень очень приятно что Станиславу
эта приветственная песня понравилась. Помню уже после записи этого концерта когда музыканты ушли, Станислав позвал в студийную комнату свою супругу несколько
раз прокрутил песню и приговаривал, -ай Мишка молодец про меня песню сочинил.
Записали мы этот концерт, состоявший из 24 песен и нескольких инструменталов 2августа1994г.
Второй одесский концерт состоял большей частью из моих авторских и переделанных мною песен, остальные принадлежали другим авторам. Песни
там были довольно фривольного содержания. Зная, что Станислав Яковлевич очень любит песни с клубничкой с изюминкой, написал новые песни в таком ключе, штук 6-7
сочинил прямо в Одессе отдыхая в Аркадии, куда меня брал с собою Станислав. Помню, там произошла смешная ситуация.
Станислав Яковлевич, начиная с 60х годов и вплоть до самой своей кончины, торговал записями в удобных ему местах. В основном это были слишком
общественные места, рынки, парки отдыха. И вот утром 3августа, Станислав мне говорит - Миша, я еду на работу хочешь со мной? Конечно, мне стало интересно,
и вот Стас усадил меня на свой старенький мотоцикл и как угорелый помчал по Одессе в Аркадию. Гонял он на своем мотоцикле как настоящий гонщик со страшной скоростью.
Мне сначала было страшновато, а потом очень понравилось. Два раза гаишники останавливали, но Стас им презентовал кассеты, и они отпускали. Ерусланов действительно
был знаменит в своем городе, и милиция его знала, и зубные техники и прочие полезные люди, все знали, что этот лысый дядька сам лично записывает блатняк.
Ну, так вот приезжаем мы на Аркадию, людей полным полно, ходят по парку мужики в одних трусах, это тебе не Питер, и вдоль аллеи торговцы. Кто игрушки
продает, кто пиво, кто шо а другие продают книги. Вот Станислав и встал рядом с таким книжником на свое рабочее место. Собрал столик, разложил на нем множество
аудиокассет, подключил двухкассетный "panasonic" и заводит на всю катушку привлекает людей. Заводил Станислав, как сейчас помню "Воркутинцев", Сорокина, Колю
Владова, Вику Чинскую, в основном продукцию которую сам писал. Завел он, помню, и меня громко, я застеснялся, а он мне весело - Ничего, Мишаня, нормально.
Ну, вот Стас продает кассеты, я гуляю по парку, ем мороженое, набрасываю в блокнот новые песенки и, вдруг, вижу, у места, где работает Станислав
какая-то возня. Тот самый книжник, что торговал рядом с Еруслановым, подвинул свой стол вплотную к столу Стаса, места, мол, мало, тесно. Стас, нахмурившись, отодвигает
книжника, тот опять придвигается. Книжник придвигает, Станислав отодвигает и так несколько раз, сначала сопя и молча, потом уже с матюгами. Когда
этот букинист опять придвинулся к Ерусланову то задел сильно его столик и стопки кассет попадали и беспорядочно уже валялись какие на столе а какие прямо на земле.
Станислав задыхаясь от гнева как врежет со всей силы по столу книжника, что не несколько а все до одной книжки уже валяются на земле. Кругом люди, а они вцепились
в друг друга. В той драке довольно смешной победил, конечно, Стас, книжнику он просто как следует, набил морду и выгнал с торгующей территории, крикнув тому на
последок что если еще раз увидит его то башку свернет. Когда эта драка еще была в самом начале, Станислав мне сказал - Миша пойди по парку погуляй не надо на
это смотреть тебе. Видимо Стас не очень хотел, чтоб я узнал его с этой стороны, но я смотрел и с восхищением гордился, что у меня такой сильный и храбрый продюсер
и друг.
Станислав меня обычно называл друг и брат. Сижу в его квартире слушаю музыку, а он из кухни мне - Друг, иди сюда, будем кушать. Или сочиняю новые
песни уже поздняя ночь, а Станислав - Ложись спать брат хватит трудиться. Вообще он очень заботливо ко мне относился, кормил хорошо и вкусно, водил
по Одессе, дарил мне много пленок кассетных и бобинных с моими любимыми записями. Я тоже делал ему подарки, чему он был рад. Стас видел что я просто живу и болею
записями Северного, много рассказывал о их встречах-концертах и подарил мне все записи у него имеющиеся Аркадия на дорогих хромовых и металлических кассетах.
Так от Стаса я привез в Питер 6-й одесский концерт А. Северного, до этого ни у одного из знакомых мне питерских коллекционеров не было этого концерта. Так же
привез я в Питер и 4-й концерт Шеваловского под гитару, его тоже ни у кого не было.
Как-то я поинтересовался у Стаса, а кто твой самый любимый исполнитель в нашей теме, он мне ответил - Это Слава Медяник и еще очень нравится
Папа Радж. Да в 94г он только-только появился на кассетах и дисках и уже звучал со всех ларьков и машин. Нравились Станиславу песни тюремные, залихватские, жиганские,
очень любил с матом, а вот лирические не особо жаловал. Он мне так и говорил - Дружище пиши хулиганские, шуточные песни, матные, чтобы шухерные были веселые,
лирика мне не нужна. Вот так по просьбе Станислава я составил репертуар своего 2го одесского концерта из подобных произведений. Концерт этот я назвал "Падло",
у коллекционеров в каталогах он пошел как "прощание с Одессой". Записан этот концерт был 4августа 1994г.
Карта сайта |Новости |Джаз Питера |Авторская песня |Классика и фольклор |фонотека великих |Клуб "Северный Шансон" |Арт салон "Три Анатолия" |Ресторанная эстрада |Минусовки для пения |Благотворительность |гостевая книга
Друзья! Видеожурнал о современной культуре Санкт-Петербурга "Северный Мотив" задуман мной более 10 лет назад как независимое издание для пропаганды культурных ценностей, духовного развития и здорового образа жизни.
Алексей Самохин, редактор
Copyright © 1998 - 2011, разработка и поддержка сайта Алексей Самохин